Новости
Мультимедиа
Участники группы
Дискография
История
Интервью
Для пользователей
Ссылки





Интервью Якова Цвиркунова.

Яков Цвиркунов уже в течении многих лет является гитаристом известной питерской панк-группы "Король и Шут", отметившей недавно круглую дату - коллективу исполнилось 10 лет. В эксклюзивном интервью, данным Яковым специально для "GUITAR STUDIO", вы сможете найти ответы практически на все вопросы, касающиеся использования гитары в панк-роке.

Guitar Studio:  Когда ты стал серьезно увлекатся гитарой? 
Яша:  Я считаю, что очень поздно - в 18 лет. Это случилось после первого курса Финансово-Экономического института, который я окончил. Я ездил в стройотряд и там от нечего делать начал осваивать гитару... Выучил аккорды Am, Dm и т.п. После приезда в Питер я увлекся гитарой настолько, что пошел к преподавателю - Смирнову Александру Николаевичу. Мне понравилось, что он сразу делал упор на изучении именно электрогитарной игры, со всеми современными приемами и "фишками". Я занимался у него около трех лет, но потом ушел... В основном из-за нехватки времени. После чего стал заниматься самостоятельно. 

GS: Думал ли ты тогда, что гитара станет твоей профессией? 
Яша: Вообще никогда не мог предположить! Первоначально увлечение гитарой было на уровне какого-то веселья - было здорово поиграть в группе, выступить в клубе "Там-Там". В то время я в течение года или полутора играл в группе "Аусвайс". 

GS:  А что вы играли? 
Яша: Играли тяжелую агрессивную музыку, что-то типа тяжелого панка, но что именно - сказать сложно, стиль до конца еще не был оформлен. Затем меня пригласили в группу "Король и Шут". Я какое-то время совмещал игру в обоих коллективах, а затем "Аусвайс" тихо прекратил свое существование. 

GS: Как ты учился играть на гитаре - по каким-то видеошколам или "снимал" с записей? 

Яша: В общем-то, да, снимал разные гитарные партии, но не очень много. В основном, мое обучение происходило на репетициях. Во время игры что-то придумывается, что-то мне показывали другие... От всех понемногу нахватаешься и дальше уже идешь с этим багажом. Огромную пользу приносили концерты. Для меня сейчас на первом месте стоит не техничность или скорость исполнения, а, скорее, умение управлять звуком в различных концертных условиях, потому что нужно не удивлять техникой, а делать качественный звук и подачу. То есть, меня больше всего интересует именно концертное применение гитарной игры. 

GS: В каком году образовалась группа "Король и Шут" и с кого она начала формироваться? 

Яша: Это было уже давно - ведь сейчас мы десятилетие отпраздновали. Прошло десять лет с того момента, как встретились основатели группы - Горшок, Поручик, Балу и начали вместе репетировать. 

GS: А Князь потом уже пришел? 

Яша: Да, он, по-моему, года через два пришел. Я же пришел где-то лет шесть назад и примерно с этого же времени группа резко пошла вверх. Не в том смысле, что из-за моего прихода [смеется], а просто так совпало, что в это же время начались какие-то движения в сторону серьезной работы. 

GS: Как же вы добились успеха? 

Яша: Мы, по всей видимости, были последней группой, которая добилась популярности старым способом, то есть, начиная играть от маленького зала - к большому, пробивая все своим лбом. Смотри, сколько времени мы работаем, и только вот сейчас собрали в Москве стадион. 

GS:  А сейчас таким способом добиться успеха нереально? 

Яша: Мне кажется, что нереально. Теперь музыкальный рынок очень сильно ориентирован на телевидение и радио, а без них очень сложно сделать так, чтобы тебя заметили. Сейчас клубная система просто отсутствует. Ведь смотри, что у нас в Питере было раньше - клуб "Там-Там", куча народу, веселье. В клубы народу ходило очень много, и они внимательно следили за событиями, происходящими там. По-моему, сейчас нет ни одного клуба, работающего нормально, кроме, быть может, "Полигона". Правда, в клубах я очень давно не был. 

GS: Ты, наверное, имеешь в виду именно рок-клубы? 

Яша: Да, именно рок-клубы. Где может выступить любая молодая команда, неважно - за ящик пива или просто так. 

GS: Музыка группы "Король и Шут", в основном, Горшка? 

Яша: Почему? Много песен пишет Князь, и музыку, и слова. А Горшок пишет, в основном, музыку. Приходят Князь с Горшком на "точку" с аккордами, показывают... А потом вся группа начинает работать над ней. 

GS: То есть аранжировка происходит стандартным рокерским репетиционным методом? 

Яша: Да. Бывает так, что ничего не получается, тогда откладываем песню на следующий раз. А бывает так, что начали дебоширить, веселиться, играть полнейшую ерунду, а песня становится интересной, популярной... 

GS: Играешь ли ты еще с кем-нибудь, кроме как с "Король и шут"? Может, у тебя есть сольные проекты? 

Яша: Нет... То есть, конечно, мне хочется еще с кем-нибудь поиграть для души. Не для того, чтобы сделать именно свой сольный проект "для галочки" (я не считаю себя готовым к этому), у меня сейчас просто нет столько интересного музыкального материала... Если у меня когда-нибудь появится готовность сделать сольный проект, то я этим займусь. 

GS: А какая музыка это будет? 

Яша: Это будет достаточно тяжелая музыка. Не "металл", конечно, но что-то типа "Короля и Шута" и тому подобных групп. 

GS: А вокал? Ты поешь? 

Яша: Нет, сам я не пою. На бэк-вокал еще гожусь, но по большому счету, петь я не умею. 

GS:  Какая гитара у тебя была первая? 

Яша: Электрическая или "акустика"? 

GS: Ну, вообще первая... 

Яша: Первая, разумеется, была "акустика", Ленинградского завода, с пластмассовой задней декой. 

GS: Это гитара такого черного цвета? 

Яша: Да-да, черная... Не строила ужасно, просто в хлам. Мне ее покупал приятель, говорит - я тебе выберу шикарную гитару. Выбрал! Спасибо ему большое! Я с ней так мучился! Она строила только в одной позиции, то есть нельзя было другой аккорд взять... Два аккорда строит, третий - нет. Потом я купил себе за 80 рублей - как сейчас помню - гитару "Эльгита". Это как "Музима", очень похоже, только чуть другая. Я играл на ней два или три года. Поставил на нее "злобные" хамбакеры, обклеил черепами и с огромным удовольствием на ней играл. 

GS: Это было еще до "Короля и Шута"? 

Яша: Да... Хотя нет, в "Короле и Шуте" я на ней еще немножко поиграл. Потом я ее продал и купил себе другую гитару. Это была гитара такого же невысокого качества, только сделанная в Корее - фирмы Cherry. Причем купил я ее в магазине за бешеные деньги, отдал за нее 350 долларов! 

GS: Ну, по тем временам, наверное, так она и стоила... 

Яша: Я ее мог купить в другом месте за 213 долларов! Когда я узнал, я рвал на себе волосы. Меня просто развели, как последнего лоха! Но, в принципе, я таким музыкантом и был [смеется]. Я тогда просто пришел в магазин и сказал - "хочу купить!". 

GS: Эта гитара была "стратокастером"? 

Яша: Да, это был "страт"... заводился безбожно. Я пытался экспериментировать, заменять датчики, но это несильно помогло. Хотя я благодарен этой гитаре за то, что она мне дала бесценный опыт по борьбе с "заводкой" на сцене. Я запихивал под деку большое количество ваты, затем использовал параметрический эквалайзер для уменьшения уровня частоты "заводки"... Gain приходилось, к сожалению, убирать... А еще надо было успевать вертеться на сцене. 

GS: Как ты относишься к заказным инструментам? 

Яша: Ты знаешь... Я боюсь кого-нибудь обидеть, но я еще не встречал хорошей заказной гитары. Если я встречу такую заказную гитару, которая меня поразит, то тогда я изменю свое мнение. 

GS: Вообще-то говорят, что у нас есть мастера, которые делают такие гитары. 

Яша:  Ты лично сам видел? 

GS:  Нет... 

Яша: Ну вот и я тоже... Хотя мне очень хотелось бы найти такую мастеровую гитару, которая меня поразит. Я даже с удовольствием ее куплю. Потому что если мастер делает гитару лучше, чем Gibson или Fender, то такого человека надо поддерживать и покупать его инструменты. 

GS:  А почему ты решил купить Gibson SG? 

Яша: Всю жизнь хотел Gibson... неважно, Les Paul или SG. Это у меня была идея-фикс. Я всегда думал - вот когда я стану большим и крутым, куплю себе Gibson, но это будет не скоро. И вот, когда случайно появились шальные деньги, я пошел в Москве в "Петрошоп" вместе с нашим басистом Балу... Балу сразу купил себе Rickenbecker, а я стал слушать все "гибсоны", которые там были. Причем я выглядел тогда не лучшим образом - курточка рублей за 400, Балу тоже был в косухе драной... То есть, как покупатели, мы не произвели на продавцов никакого впечатления. С огромным трудом мы их убедили, что нам необходимо послушать все эти гитары. Больше всего мне понравилась вот эта "эсгэшка". Уже потом я нашел в магазине хороший Les Paul, но о покупке SG нисколько не жалею. 

GS: А "машинами" ты не пользуешься? 

Яша: Нет. Ты знаешь, "машина" меня расстраивает тем, что на концертах могут быть проблемы. Вот на вашем сайте я читал интервью с Холстининым из "Арии", так он сказал совершенно правильную вещь. Если на концерте одна струна, не дай бог, порвется, то заменять ее - целая история. Мало того, что весь строй мгновенно поползет, так еще и эта замена отнимет кучу времени. А у меня бывает так, что в середине песни струна рвется, и я до конца песни ее успеваю уже заменить. 

GS: Еще какую-нибудь гитару хотел бы приобрести? 

Яша: Да, хотел бы. Вот давай так - к примеру, у меня есть много денег, и я могу купить то, что мне необходимо. Тогда я купил бы хорошую акустическую гитару, хорошую "полуакустику" - Gibson или, может быть, Epiphone - для блюзовых дел, и все-таки еще Gibson Les Paul. 

GS: То есть, все-таки Les Paul? 

Яша: Все-таки Les Paul [смеется]! 

GS: А "страт"? 

Яша: А "страт" у меня есть. Он очень интересный, 1985 года, "японец". Эта модель выпускалась ограниченное время, у нее литая "фендеровская" "машинка" с микроподстрйкой. Дерево очень звонкое. У меня там стоит хамбакер Seymour Duncan, который я сам устанавливал. 

GS: А на SG будешь датчики менять? 

Яша: Нет, на Gibson я не вижу смысла менять датчики. 

GS: Какие струны тебе больше нравятся? 

Яша: Я пользуюсь струнами D'Addario, размер 0.011-0.052. Раньше использовал 0.009-0.046 и более часто 0.010-0.046, но теперь решил перейти на более толстые. Они как-то "злее" и плотнее звучат. 

GS: Бенды делаешь? 

Яша: Обязательно! Первые три струны у меня постоянно используются с "подтяжками". Что касается еще более толстых комплектов, то в них третья струна - в оплетке, ее просто не вытянуть. То есть, я беру себе максимально толстые струны без оплетки на третьей струне. 

GS: Важна ли, по твоему мнению, техника исполнения в той музыке, которую вы играете? 

Яша: Конечно! В последнее время мы стали уделять этому очень большое внимание и делать упор именно на качество исполнения. В старых альбомах действительно гитарные партии ничего особенного собой не представляли. Думаю, что сейчас тот человек, который сходит на наш концерт, очень сильно удивится - настолько серьезное отношение к гитарным партиям у нас появилось. Мы даже взяли второго гитариста, очень техничного и интересного в музыкальном плане парня. Его зовут Александр Леонтьев, он бывший солист группы "Кукрыниксы", которая сейчас распалась... Так что наши гитарные партии в настоящее время достаточно сложны в рамках той музыки, которую исполняет "Король и Шут". 

GS:  Почему ты не используешь тэппинг? 

Яша:  Пока это просто не нужно, наша стилистика не требует этого. 

GS:  Можно ли выразить себя как гитарист в панк-роке? 

Яша: Однозначно - да! Раньше я думал, что нельзя, но тогда у меня были несколько другие задачи - надо было учиться очень точно играть все панковские "фишки". После учебы у Александра Николаевича Смирнова я научился очень многим приемам, характерным для "металла", классического рока... А когда стал играть в группе, понял, что все это лично мне просто не нужно. Все совсем по-другому и совсем не так. Пришлось переучиваться года два-три. В моем случае очень важно звукоизвлечение. Большую роль играет не столько скорость и техника, сколько манера и подача игры. Раньше мной это недооценивалось, я считал, что главное - больше "поливать". Конечно, "поливать" и сейчас хочется, однако уже не так, как раньше. Можно взять просто два аккорда, а звучать они будут "вкусно", и в зале их будет приятно слушать. 

GS: Понятно... Теперь я позволю себе процитировать письмо. "Яша, ты вроде пользуешься процессором Boss GT-3. Скажи, пожалуйста, какими эффектами (входящими в состав процессора) ты пользовался при записи последнего альбома "Герои и Злодеи" а также как ты добился того дисторшна, который звучит на альбоме?" 

Яша: Отвечаю. Процессор не использовался вообще! Кроме того, у меня был Boss ME-8, а не GT-3. На альбоме "Герои и Злодеи" все сделано очень просто. Мы записывались на "Добролете". Я "прогонял" гитару через комбик Marshall JCM800. Это 100-ваттный комбик, полностью ламповый, все ручки были повернуты вправо до упора... 

GS:  Как, вообще все?! 

Яша: Да, все ручки вправо! И ручка громкости тоже. Еще я перед комбиком прогонял гитару через какой-то прибор (не помню, какой), который просто увеличивал гитарный сигнал по уровню, чтобы комбик перегрузился еще больше. Причем перед записью я прогревал Marshall по часу, так как прогретый он звучал гораздо мощнее. Вот такой звук на альбоме и присутствует. А процессор... Он там не использовался, потому что звук после него тут же портился, а что касается его эффектов, то у них такое качество, что лучше вообще не записываться. На студии есть хорошие фирменные приборы обработки, которые и использовались при записи. 

GS:  А на концерте? 

Яша: А на концерте я играл до самого последнего времени на Boss ME-8. В общем-то, звучал он для сцены довольно пристойно. На самом деле я очень благодарен этому процессору - он на редкость надежный и удобный. Конечно, я из этого процессора давно "вырос", но на что-нибудь новое у меня не было средств. Зато теперь вот обзавелся Mesa/Boogie TriAxis, ламповым программируемым предусилителем, который меня очень радует. 

GS: И какая цепочка эффектов у тебя на концерте теперь? 

Яша: Гитара у меня идет прямо в TriAxis. TriAxis у меня использует в качестве процессора эффектов Korg PX3 Pandora, который включен в петлю. Его я применяю тогда, когда на пульте нет нормальной обработки. Если на пульте есть хорошая обработка, то звукорежиссер сам управляет эффектами. Я же использую в Korg Pandora только небольшой дилэй. Конечно, Pandora - это процессор невысокого класса, но я планирую взять себе Alesis Quadraverb и использовать ее вместе с TriAxis. Затем TriAxis я включаю прямо в комбик (либо в "оконечник"). Лично я предпочитаю Marshall JСM900, стоваттный комбоусилитель, либо его аналоги по мощности и качеству. Одновременно с линейного выхода TriAxis сигнал идет в пульт, микшируется, и на выходе получается очень насыщенный по всем частотам звук. TriAxis'ом же, который является полностью "мидийным" прибором, я управляю с помощью напольного MIDI-контроллера Roland GFC-50. Очень удобно. 

GS: То есть пока разочарования от TriAxis не наступило? 

Яша: Нет, он очень нравится! Есть в нем некоторые недостатки, но совсем небольшие. Например, при переключении с одного типа перегрузки на другой, в некоторых случаях возникает некоторое снижение уровня атаки, звук как бы чуть-чуть выплывает_ Но это практически незаметно. А вообще, я до конца еще в нем не разобрался. Может быть, можно найти такие комбинации переключения программ, когда эти потери в атаке минимальны или вовсе отсутствуют. 

GS: А еще я вижу у тебя радиосистему_ 

Яша: Да, у меня радиосистема Shure серии LX, практически безотказная. Только один раз было так, что радиомикрофон на сцене работал на той же частоте, что и мой передатчик, и звук от микрофона начал перегружаться через комб. Я ничего не могу понять - свист на сцене стоит дикий, я гитару выключил, а толку никакого. В панике пришлось разбираться, в чем дело. Поскольку у меня частота фиксированная, я просто выключил микрофон. 

GS: Скажи, вы все свои альбомы стараетесь писать на аналоговых студиях? 

Яша: У нас был записан на цифровой студии только один альбом. Это был альбом "Король и Шут" (1996). Он записывался на студии ДДТ, и не на Studer, а на ADAT'ы. А альбом "Акустический" (1999) записывался вообще на "Мелодии" на "аналог", потом скидывался на компьютер, и там сводился. Я занимался вместе с Пашей Сажиновым сведением в течение года. Это был мой первый опыт звукорежиссуры, и я очень много из него почерпнул. Песни сводил полностью от начала и до конца. Не знаю уж, как получилось, наверное, не очень хорошо. 

GS: Это ты все делал еще на том самом компьютере, который у тебя впоследствии украли? 

Яша: Да-да, это тот самый компьютер_ Его украли вместе со всем альбомом. Слава Богу, только за день до этого я скинул все песни на "болванку" и положил ее в стопочку_ Все украли, а "болванка" осталась. 

GS:  С ума сойти! 

Яша:  Да уж. Ведь иначе альбом просто пришлось бы перезаписывать. 

GS: А у тебя какая на компьютере звуковая карта стояла, напомни_ Audiomedia? 

Яша: У меня была CardD Plus. Но в принципе, смысла в ней не было. Я тогда выложил за нее кучу денег, а на самом деле покупать ее было незачем. Карта нужна была только для мониторинга, тут сгодился бы и SB Live... Видишь, это я теперь уже все знаю [смеется]. 

GS: Что из музыки слушаешь на досуге? 

Яша: Ну-у-у_ Это очень большой список команд. Начиная от Metallica, AC/DC, Megadeth, Guano Apes и множества других тяжелых команд и заканчивая более легкими U2, Depeche Mode, Sting, Radiohead, Короче, много всего. Я люблю западную гитарную музыку, где гитара записана очень хорошо. Есть такая английская группа Toad, мне подарили ее компакт-диск. Я сам раньше эту группу никогда в жизни не слышал, но мне очень понравилось звучание гитары. 

GS: Ясно... А теперь я опять зачитываю письма. "Вы не были в городе Мурманске. В этом городе есть желающие посетить концерт группы "Король и шут". Но нет возможности сделать это в другом городе". Так вы будете в Мурманске? 

Яша: Мы должны были играть в Мурманске, но, к сожалению, у нас в этот день был концерт в Питере. Мы с удовольствием приедем в Мурманск, но это не зависит от нас, хотим мы того или нет. Просто, если нас куда-то зовут, то мы туда и едем. 

GS: ..."Когда будут проходить концерты "Король и Шут" в Киеве?" 

Яша: Где-то 26 мая или около того. Будет какой-то фестиваль на открытой площадке в центре города. По предварительной информации, нас туда звали. 

GS: А вообще, в ближайшее время, где планируете выступать? 

Яша: Сейчас у нас тур по Белоруси. Далее, на апрель планируется Липецк, Старый Оскол, может быть Нижний Новгород, Смоленск. Но точного расписания еще нет - это надо смотреть у нас на сайте [http://korol.spb.ru]. 

GS: ..."Здравствуйте! Я - офицер ВС РФ. У меня вопрос по-поводу панк-рока. В настоящее время я знаю несколько панк-групп, таких как "Ногу Свело", "Гражданская Оборона", "Красная плесень", "Тараканы", "Сектор Газа", и, собственно, "Король и Шут" (слышал все альбомы до "Герои и Злодеи" включительно, и, кстати, это мой любимый коллектив). Я так и не смог понять, чем же все-таки характеризуется панк-рок, его особенности, схожести, и, если можно, классификацию. Буду очень рад, если вы мне ответите"... 

Яша: Ну, по классификации панк-рока существует очень много мнений. Если исходить из вышеназванных групп, то_ К примеру, "Гражданскую Оборону" весь забавно рассматривать, как панк-рок в музыкальном смысле. Музыки там, как таковой, разумеется, нет. Эта группа несколько другого направления. "Ногу Свело" к панк-року уже никакого отношения не имеет. У них есть несколько гитарных песен панковского характера, но, в принципе, эта группа также другого музыкального плана. "Сектор Газа" хорошо перерабатывает множество песен, но опять-таки это не совсем панк-рок. Вот "Тараканы" - это да, действительно панк, причем чистейший. 

GS: Чем же тогда вообще характеризуется панк-рок? 

Яша: Прежде всего, энергетикой, подачей. И мелодикой_ 

GS: _Вокал, видимо, должен быть какой-то определенный? 

Яша: Да не скажи... Вот, например, есть группа The Exploited - с очень мощным, "злым" вокалом. А есть группа_ даже не знаю_ ну, Bad Religion, допустим. Очень технично играют, раскладки голосовые - дай Бог каждому, просто шикарно поют. И это - тоже панк-рок. Toy Dolls, допустим, по гитарной технике - просто сногсшибательная группа! Гитарист может такие вещи творить! Их всего трое, и все - "технари" высочайшего класса. То есть, если говорить о панк-роке, как о музыке техничной, то - да, это может быть техничная музыка. Существует очень много разных направлений, и "Король и Шут" не придерживается какого-то одного_ 

GS: Что можешь пожелать всем гитаристам, читателям нашего сайта и другим? 

Яша: Хочу пожелать всем иметь хорошую гитару и больше хороших приборов, и чтобы денег на все это хватало. Ведь это очень большое удовольствие - играть на хорошем аппарате. Я хочу, чтобы у нас в стране у каждого была такая возможность... 

Беседу вел Сергей Арзуманов,
март 2001, Санкт-Петербург.

Официальный сайт группы "Король и Шут" - http://korol.spb.ru

В интервью использовались вопросы, которые прислали: Porky, Руслан, Sovel, Малюта, Дима, Илья, Diman, Сергей, Игорь, Добродетель, Денис, Alex, Виталий, Romero, Legolas, Crunch, Alexander, Леонид, Никита, за что им большое спасибо!